18 сентября 2017
Чем Беларусь может заинтересовать инвестора? Кто уже инвестирует в нашу экономику, и во что вкладывает Беларусь? Каким видится будущее Национального агентства инвестиций и приватизации? Какова отдача от проведения инвестиционных форумов? На эти и другие вопросы ответил заместитель министра экономики Павел Утюпин.

657.jpg

- Как вы оцениваете результаты полугодия по привлечению инвестиций - внутренних и внешних? Какова доля ПИИ?

- В январе-июне 2017 года использовано Br9,7 млрд инвестиций в основной капитал. Тем самым достигнут уровень прошлого года. Сохранена наметившаяся с марта текущего года тенденция оживления в инвестиционной сфере. Опережающими темпами (116,2%) растут затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, их удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличен до 37,3%.

Инвестиции направляются в развитие реального сектора экономики, создание высокотехнологичных и современных производств. Темп роста поступлений иностранных инвестиций к аналогичному периоду прошлого года сложился на уровне 104%. Из поступивших по итогам полугодия в реальный сектор экономики $4,9 млрд иностранных инвестиций подавляющая часть - 83,1% ($4,1 млрд) - от прямых инвесторов, доля которых составляет не менее 10% акций и (или) паев в уставном фонде организации. Из них - на чистой основе (это тот расчетный показатель, который вносится в прогноз) ­ $883,5 млн.

- Какие страны являются основными инвесторами? Как меняются позиции в последние несколько лет?

- В настоящее время более 60 стран мира инвестируют в Беларусь. На протяжении последних лет основными прямыми инвесторами в Беларусь являются Россия и страны Европейского союза: на их долю в разные годы приходилось по 45-55% от общего объема прямых иностранных инвестиций.

В первом полугодии 2017 года этот тренд сохранился. Из России в Беларусь поступило 38,2% ПИИ, из стран ЕС - 53,7%, в том числе из Великобритании - 31,6% и Кипра - 8,5%. В то же время мы прилагаем усилия для диверсификации инвестиционных потоков.

Если 10 лет назад китайские инвестиции в Беларусь были на нулевом уровне, то сейчас КНР входит в топ-10 крупнейших инвесторов. За последнее десятилетие увеличился более чем в сто раз объем инвестиций из Турции (страна вошла в двадцатку лидеров по инвестированию в Беларусь), из Украины и Польши.

- Какие предприятия больше всего инвестируют в Беларусь? Какие проекты можно называть наиболее успешными за последнее время?

- В Беларуси созданы комфортные условия для эффективной инвестиционной деятельности, что подтверждается международными оценками. В рейтинге Doing Business-2017 Беларусь занимает 37-е место из 190 стран. Подтверждение этому - успешная реализация крупных инвестиционных проектов с участием национального и иностранного капиталов, работа компаний в различных сферах от пищевого производства, услуг связи до автомобилестроения.

В производственной сфере с участием иностранного капитала работают "Кока-Кола", "Санта Бремор", "Мидея Горизонт", "Джили", "Кроноспан", "ВиЭмДжи", "Капш", "Штадлер", в банковской системе - "Райффайзен", в сфере IT и программного обеспечения - IBM. Расширяют производство, строя новые предприятия, "Кроноспан" в деревообработке, "Славкалий" - в разработке месторождений калийных солей, вошла на белорусский рынок и развивает логистический бизнес China Merchants Group.

В модернизацию производств активно вкладывают инвестиции отечественные компании "Амкодор", БелАЗ, БМЗ и другие. За последние 4 года в республике количество компаний с иностранными инвестициями возросло на 40%, очевиден их развивающийся потенциал. При их доле порядка 8% от общей численности предприятий Беларуси они обеспечивают практически четверть валового объема выручки (23%) и четверть экспорта (23,4%).

- Рассчитываете ли вы на проявление большей активности международных финансовых институтов в отношении инвестирования в Беларусь?

- Правительство Беларуси активно развивает сотрудничество с ведущими международными финансовыми организациями. Объем инвестиционного портфеля Всемирного банка в настоящее время составляет около $1 млрд, причем примерно 2/3 этой суммы привлечено за последние три года. За деньги банка реализованы 7 инвестиционных проектов по модернизации транзитного коридора М6 ($250 млн), системы здравоохранения ($125 млн) и образования ($50 млн).

Кроме того, Всемирный банк оказывает нам ценную помощь в подготовке исследований и аналитических работ по выработке рекомендаций и проведению структурных преобразований в экономике. Европейский банк реконструкции и развития за 25 лет работы в Беларуси инвестировал около 2 млрд евро для реализации около 70 проектов в разных секторах белорусской экономики. В прошлом году ЕБРР утвердил новую полноформатную Стратегию для Беларуси на 2016-2019 годы, предусматривающую активизацию работы в государственном секторе, и мы рассчитываем на существенное увеличение инвестиционного портфеля банка в Беларуси. Уже сегодня рассматриваем реализацию с ЕБРР проектов в сфере водоснабжения и водоотведения, утилизации твердых коммунальных отходов, энергоэффективности.

В текущем году мы подписали рамочное соглашение с Европейским инвестиционным банком, что открыло возможность привлечения финансовых ресурсов ЕИБ для реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергоэффективности республики. Еще одно значимое для республики направление работы ЕИБ - поддержка малого и среднего предпринимательства путем выделения кредитных линий белорусским банкам-партнерам.

- Если бы нужно было коротко описать преимущества Беларуси для инвестирования, что бы вы назвали?

- Основное преимущество Беларуси для инвесторов вытекает из ее геополитического расположения - наша страна граничит с ЕС, а членство Беларуси в ЕАЭС гарантирует инвестору выход на 182-миллионный рынок потребителей и значительный человеческий, ресурсный и научно-технический потенциал.

Из других преимуществ Беларуси для инвесторов можно выделить человеческий капитал, высокий уровень образования и трудолюбие белорусов (наша страна находится в группе стран с высоким уровнем человеческого развития по классификации ООН, опережая такие страны, как Турция, Болгария, Сербия, Казахстан, Украина).

В стране действует прогрессивное инвестиционное законодательство, гарантирующее равные условия ведения бизнеса для иностранных и национальных инвесторов, а также около 60 двусторонних соглашений о защите инвестиций. Беларусь является членом Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Развитая и эффективная транспортная система позволяет сократить расходы на логистику, существует защита прав интеллектуальной собственности (республика участвует в ряде конвенций по авторским правам и правам собственности).

Несомненным плюсом является совокупность успешно действующих преференциальных режимов для осуществления инвестиций. Одни из них предназначены для содействия развитию регионов республики в целом, без привязки к определенным видам деятельности. Это реализовано через особый режим создания компаний в сельской местности и малых городах, институт инвестиционных договоров с Беларусью. Другие нацелены на стимулирование высокотехнологичных и экспортно ориентированных производств. Для этой цели функционируют свободные экономические зоны, Китайско-белорусский индустриальный парк "Великий камень" и Парк высоких технологий.

- Какие сферы являются наиболее перспективными для инвестирования в Беларусь? На что вы ориентируете инвесторов?

- Наиболее перспективными для инвестирования мы видим сферы информационно-коммуникационных технологий, машиностроение, фармацевтику, агропромышленный комплекс, банковскую сферу.

Успех белорусской IT-отрасли предопределен уровнем знаний высококвалифицированных специалистов и применяемых инноваций, экономических стимулов и преференций, предоставляемых резидентам Парка высоких технологий. Успех отрасли уже признан на мировой арене, экспорт компьютерных услуг в 2016 году практически достиг $1 млрд. Известность нашей стране принесли такие продукты, как Viber, World of Tanks.

Предприятия белорусского машиностроения заинтересованы в новых совместных проектах с целью сохранения экспортных позиций, получения нового опыта, внедрения инноваций и расширения линейки продукции. Основной формой привлечения иностранных инвесторов в отрасль является создание совместных с транснациональными корпорациями предприятий, международных альянсов в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автомобильного транспорта.

Интерес инвесторов к фармацевтической отрасли вызван большой емкостью рынка сбыта в странах ЕАЭС, подготовленным персоналом, научным потенциалом биотехнологической отрасли (разработки институтов Академии наук и высших учебных заведений в области геномных биотехнологий, ветеринарии, аграрных биотехнологий).

Несомненными преимуществами для инвестирования в сельское хозяйство являются постоянный спрос на продукцию, емкость рынка сбыта, значительная государственная поддержка и льготное кредитование.

Банковский сектор Беларуси имеет хорошие перспективы как в части наращивания ресурсного потенциала, так и развития новых банковских продуктов. По оценкам международных экспертов, банковский рынок Беларуси является одним из наиболее перспективных в странах СНГ и Восточной Европы. Интерес к белорусской банковской системе среди иностранных инвесторов продолжает расти. В уставных фондах белорусских банков уже участвует капитал из Германии, России, Австрии, Украины, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Люксембурга, Казахстана, Латвии, Ирландии, США, Чехии и других стран.

Серьезный задел создан в Беларуси в развитии потенциально новых, высокотехнологичных направлений: атомной энергетики, космической, биотехнологической отраслей. В русле современных мировых тенденций мы активно уделяем внимание зеленым технологиям.

Мы работаем с инвесторами в любой отрасли, к которой проявлен интерес. В дальнейшем ориентиры будут смещаться на экономику, базирующуюся на инновациях, эффективном использовании национальных ресурсов и создании высокотехнологичных рабочих мест.

- Национальное агентство инвестиций и приватизации создавалось как организация, куда может прийти инвестор и получить ответы на все вопросы. Как планируете развивать агентство с учетом того, что оно является подведомственной организацией Минэкономики?

- Агентство, как и планировалось при его создании, является государственным учреждением, в которое приходят иностранные инвесторы за практическими консультациями и помощью. Другой вопрос - какие полномочия есть у агентства? Их явно недостаточно.

Распоряжением премьер-министра создана межведомственная рабочая группа по выработке предложений по совершенствованию работы НАИП. Одно из ключевых предложений - повышение статуса агентства, что позволит расширить его полномочия, наделить правом на заключение инвестиционных договоров от лица Беларуси, стать координатором страновой инвестиционной стратегии, содействовать в решении проблемных вопросов взаимодействия инвесторов и государственных органов, реализовав при этом для инвесторов принцип одного окна.

Еще одним важным элементом совершенствования является проектная направленность работы агентства. Основная идея - внедрение проектного управления для выработки новых предложений, имеющих особую значимость для экономики, и их реализация в виде целевых инвестиционных проектов. Фактически - сопровождение реализации проекта под ключ. 

- Приватизация является одним из самых популярных в мире источников привлечения инвестиций. Насколько в Беларуси рассчитывают на этот источник?

- У нас нет жестко фиксированных планов по приватизации. Мы отказались и от массовой распродажи государственного имущества. Опыт наших соседей, проведших такую приватизацию, демонстрирует ряд долгосрочных негативных последствий, которые многократно перевешивают краткосрочные финансовые выгоды.

В последние годы приватизация в Беларуси осуществлялась точечно, при наличии стратегического инвестора, нацеленного на развитие предприятия, повышение его прибыльности и стоимости активов. Да, ее темпы заметно снизились, но это не означает отсутствия приватизационной политики как таковой. Взвешенные продажи отдельных объектов государственной собственности - это тоже приватизационная политика. Приватизация не ради "избавления" от государственного имущества, а приватизация как механизм прихода инвестора, готового взять ответственность за последующее развитие приобретенного государственного актива и социальные обязательства перед работниками. Естественно, что такой подход не предполагает массовости.

При этом приватизация как источник привлечения инвестиций всегда была и остается в поле зрения государства. Условия приватизации государственных активов в Беларуси давно определены и хорошо известны. Они остаются неизменными. Любой инвестор может подать заявку на приватизацию любых государственных (или частично государственных) предприятий в стране. Вопрос только в целесообразности, эффективности, цене.

- Планируется ли изменение законодательства, связанное с улучшением инвестиционного климата?

- Сегодня в стране созданы благоприятные условия для инвестирования. Наше инвестиционное законодательство соответствует лучшей мировой практике и гарантирует все основные и равные права как национальных, так и зарубежных инвесторов.

Чтобы оставаться конкурентоспособными с точки зрения привлечения инвестиций, мы постоянно проводим мониторинг инвестиционного и делового климата в стране и совершенствуем его по мере необходимости. Так, рабочей группой под руководством главы Администрации Президента Натальи Кочановой разработан пакет нормативных документов, предусматривающий снижение нагрузки на бизнес и инвесторов, пресса излишней ответственности. Документы прошли общественное обсуждение и сейчас дорабатываются.

Проведен комплексный анализ законодательства в сфере инвестиций, разработан план по корректировке этого законодательства, среди основных мероприятий которого можно отметить совершенствование механизма инвестиционных договоров с Беларусью, решения спорных вопросов с инвестором путем досудебного урегулирования, повышение эффективности вовлечения в хозяйственный оборот не завершенных строительством и неиспользуемых объектов.

Совместно с депутатским корпусом активно ведется работа по корректировке норм закона "Об инвестициях" в части усиления гарантий защиты прав инвесторов, закона "О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества" - необратимости приватизации и сокращения срока исковой давности по приватизационным сделкам, закона "О хозяйственных обществах" - улучшения защиты прав и интересов участников хозяйственных обществ.

- Как планируете развивать новые для Беларуси виды инвестирования, например, венчурное?

- Развитие новых видов инвестирования, включая венчурное, - важнейший элемент развития национальной инновационной системы по Программе социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы. В целях совершенствования системы венчурного финансирования укрепляется нормативная база, расширены полномочия Белорусского инновационного фонда.

В конце 2016 года подписан договор о создании инвестиционного товарищества "Российско-белорусский фонд венчурных инвестиций". Инвестиционный капитал составляет 1,4 млрд российских рублей: половину внес Белорусский инновационный фонд, остальное - Российская венчурная компания. Российско-белорусский фонд будет оказывать финансовую поддержку проектам с инновационными технологиями, которые разработаны в Беларуси и России и ориентированы на продажу на едином рынке.

Подбор таких проектов активно ведется. На сегодняшний день для рассмотрения поступило более 50 инвестиционных заявок на сумму свыше Br100 млн. Из них уже рассмотрены и отобраны 4 заявки в сфере медицины и информационных технологий. До конца 2017 года ожидаем запуска минимум 1-2 пилотных проектов.

Также ведется работа по созданию в перспективе совместных венчурных фондов с Китаем и Ираном.

- Каков объем белорусских инвестиций за рубеж?

- Беларусь уже сегодня тесно интегрирована в мировую экономику. В прошедшей пятилетке мы инвестировали за рубеж порядка $33 млрд. В этом году белорусские компании уже вложили $2,6 млрд, большая часть которых от прямых инвесторов. При этом мы последовательно проводим работу по расширению экономического сотрудничества и выходу на международные рынки.

За рубежом активно создаются товаропроводящие сети наших компаний, включая сборочные производства, сетевые торговые организации. Безусловное лидерство здесь принадлежит промышленному блоку. В целом на долю предприятий промышленности, торговли и транспорта приходится более 90% от общего объема инвестиций за рубеж.

Основной страной для инвестирования остается наш ближайший сосед Россия, однако сегодня мы проводим активную работу по выстраиванию взаимовыгодного сотрудничества во всех регионах мира.

- В парке "Великий камень" созданы беспрецедентные условия ведения хозяйствования. Не получится ли так, что остальные территории инвесторы просто не будут брать в расчет?

- Такие опасения напрасны. Действующие в Беларуси преференциальные режимы не подменяют, а взаимно дополняют друг друга. При этом мы предоставляем инвестору возможность выбора комфортного для него режима хозяйствования с учетом особенностей и сферы реализации инвестиционного проекта.

В парке "Великий камень" действительно созданы беспрецедентные условия для создания высокотехнологичных производств. Но этот режим для инвестора, предлагающего реализацию инвестиционных проектов в машиностроении, электронике и телекоммуникации, фармацевтике, тонкой химии, биотехнологиях, логистике, электронной коммерции, деятельности, связанной с хранением и обработкой больших объемов данных, социально-культурной деятельности, осуществлении НИОКР и отвечающего критериям по заявленному объему инвестиций не менее $5 млн либо $500 тыс., которые необходимо вложить за 3 года.

В зависимости от возможностей, схем финансирования и отраслевой направленности, инвестиционного замысла проектов инвестор может воспользоваться иными режимами: СЭЗ, ПВТ, режимом парка "Августовский канал". Предоставляемые льготы позволяют экономить на этапе реализации проекта 25-30% затрат.

Вне зависимости от того, какой режим выбрал инвестор, он может заключить инвестиционной договор с Беларусью, что даст ему возможность получить льготные условия и преференции, дополнительные гарантии защиты своего капитала.

- Какой объем инвестиций может считаться для Беларуси приемлемым для эффективной работы экономики? Какой цифры планируется достичь в ближайшее время (например, к концу пятилетки)?

- Для простого воспроизводства доля инвестиций в основной капитал должна составлять не менее 20% от объема валового внутреннего продукта. По итогам 2016 года этот показатель в Беларуси находится на уровне 19,8%. Мы прогнозируем его рост в 2018 году до 20,2%. Для сравнения: в странах Евросоюза доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет в среднем 18-25%.

Наращивая объемы, мы должны в первую очередь думать об эффективности инвестиций, которые прежде всего должны направляться на технологическое обновление и модернизацию производственного потенциала страны, создание высокопроизводительных рабочих мест.

В условиях сокращения внутренних ресурсов, необходимости выплачивать внешние заимствования особую роль приобретает привлечение иностранных источников инвестиций, в первую очередь прямых (бездолговых) иностранных инвестиций.

При устойчивом развитии экономики мы прогнозируем рост инвестиций в основной капитал в 2018 году на 6,8%, что составит более Br23 млрд. К концу пятилетки общий объем инвестиций в основной капитал за пятилетие прогнозируется в объеме более Br100 млрд, с достижением в 2019-2020 годах ежегодного прироста инвестиций не менее 7%.

- Беларусь последние годы регулярно проводит инвестиционные форумы - как домашние, так и за рубежом. В Минске 28-29 сентября состоится очередной форум. Вместе с тем есть мнение, что эффективность такой формы работы с инвесторами невелика: разговоров - много, а конкретных соглашений мало. Зачем, на ваш взгляд, нужны инвестфорумы, и что Минэкономики ожидает от Белорусского инвестиционного форума?

- Подписание в процессе форумов договоров, меморандумов или контрактов выглядит торжественно и эффектно, подчеркивает успешность мероприятия, но необходимо понимать, что решения об их подписании возникают не спонтанно во время прогулки инвестора по павильонам форума. Это финансовые, управленческие решения, которые вызревают и готовятся заблаговременно. Измерять успех форума подписанными соглашениями не совсем корректно.

Инвестиционные форумы - это, по сути, реклама страны, ее инвестиционных возможностей. Чем чаще мы рассказываем о Беларуси и наших преимуществах, тем выше шансы заинтересовать потенциальных инвесторов. Если этого не делать, то и эффективность нашей работы над усовершенствованием инвестиционного климата снижается.

Главная задача любого инвестфорума - служить открытой площадкой для встреч и диалога чиновников, бизнесменов и экспертов. Такое общение упрощает поиск точек соприкосновения, позволяет выработать конкретные направления и действия сотрудничества, дает понимание того, что необходимо совершенствовать в будущем в части инвестиционного климата.

Пользуясь случаем, хотел бы пригласить бизнесменов в Минск, в "Президент-Отель", на Белорусский инвестиционный форум 28-29 сентября, где планируем рассказать о возможностях и особенностях инвестиционного сотрудничества с Беларусью в секторе информационных технологий, зеленой экономике, ГЧП, преимуществах и льготах работы в индустриальном парке "Великий камень". Иностранные участники смогут также посетить площадки Парка высоких технологий, парка "Великий камень", промышленные производства. Это реальный шанс упрочить контакты с действующими партнерами, установить новые, достичь взаимовыгодных договоренностей для развития бизнеса, подписания новых соглашений и контрактов впоследствии.

Источник: БелТА